Администрация Тресоруковского сельского поселения
Лискинского муниципального района Воронежской области

Результаты проверки исполнения законодательства о профилактике пьянства и наркомании несовершеннолетних

Информация

о результатах проверки исполнения законодательства о профилактике пьянства и наркомании несовершеннолетних

г. Лиски                                                                                                                                                   18 сентября 2015 года

Лискинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о профилактике пьянства и наркомании несовершеннолетних.

В ходе проверки установлено, что в Лискинском муниципальном районе органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних уделяется внимание работе направленной на выявление, пресечение и предупреждение преступлений и правонарушений несовершеннолетних, совершенных в состоянии алкогольного опьянения.

Вместе с тем, в 2014 году воспитанниками учреждений среднего профессионального образования совершено 31 правонарушение из числа предусмотренных ст.ст. 20.20, 20.21, 20.22, КоАП РФ, в 2015 году, кроме того, ими допущено совершение правонарушений, предусмотренных ст.ст. 6.8 и 6.9 КоАП РФ.

Так, учащийся одного из техникумов длительное время употребляющий табак и привлеченный к ответственности по ст. 6.24 КоАП РФ, является подозреваемым в совершении кражи мобильного телефона, при этом индивидуальная профилактическая работа в ним в 2015 году не проводилась.

Другой воспитанник техникума состоит на профилактическом учете КДН и ЗП Лискинского района, учете ОПДН ОУУП и ПДН, внутритехникумовском контроле в связи с совершением им многочисленных правонарушений, злоупотребляет спиртными напитками, допускает управление транспортным средством при отсутствии у него соответствующего специального права. План индивидуальной работы с несовершеннолетним предусматривает следующие виды профилактического воздействия:          1) профилактические беседы; 2)

общественное поручение; 3) занятие в спортивной секции; 4) привлечение к общественной жизни техникума, однако в настоящее время имеются сведения лишь о проведении с несовершеннолетним профилактических бесед. Вместе с тем, в ноябре 2014 года он совершил правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 6.8 КоАП РФ - хранил при себе наркотическое средство «марихуана», а в настоящее время несовершеннолетний обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ст. 112 УК РФ, то есть в причинении вреда средней тяжести здоровью потерпевшего, воспитанника техникума, что позволяет утверждать о наличии в его поведении тенденции к ухудшению.

Кроме того, установлено, что учебные заведения района зачастую не располагает сведениями о неоднократности учащихся к ответственности, об обстоятельствах совершения ими противоправных деяний, что свидетельствует об отсутствии налаженного взаимодействия учебного заведения с другими органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и негативно отражается на эффективности профилактической работы, в особенности - индивидуальной.

2

В ходе проверки исполнения соответствующего законодательства в образовательных учреждениях были выявлен и другие нарушения, главным образом организационного характера.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 24.06.1999 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», общеобразовательные учреждения общего образования и другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс, выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимают меры по их воспитанию; обеспечивают организацию в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, и привлечению к участию в них несовершеннолетних; осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

Недостатки в проведении воспитательной работы в учебном заведении стали одной из причин совершения учащимися правонарушений, в том числе - в состоянии алкогольного опьянения, и стали возможны в силу ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей сотрудниками образовательных организаций.

По результатам проверки в адрес директора «Лискинский аграрно­технологический техникум» направлено представление об устранении нарушений закона, представление признано законным и обоснованным, к дисциплинарной ответственности привлечено 2 виновных должностных лица.

Кроме того, небрежность, допускаемая сотрудниками ОМВД при осуществлении деятельности по профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних не позволяет в полной мере осуществлять профилактику пьянства и наркомании несовершеннолетних, в связи с чем в адрес начальника отдела МВД России по Лискинскому району была направлено представление об устранении нарушений закона. В настоящее время указанное представление рассмотрено, признано законным и обоснованным, к дисциплинарной ответственности привлечены 3 виновных лица.

Прокуратурой также проведена проверка исполнения требований законодательства о профилактике пьянства и наркомании среди несовершеннолетних                                     учащихся                               государственного                                                                            бюджетного

профессионального образовательного учреждения Воронежской области «Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко» (далее - «ЛПТТ»)

В «ЛПТТ» утверждены и действуют план работы по профилактике наркомании, алкоголизма и пропаганде здорового образа жизни на 2014-2015 гг., план работы по профилактике правонарушений и преступлений среди обучающихся, однако, как ранее указывалось прокуратурой в представлениях об устранении нарушений закона, запланированные мероприятия зачастую выполняются формально, их выполнение документально никак не фиксируется, сами мероприятия не всегда конкретны.

3

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1999 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» образовательные организации обеспечивают организацию в образовательных организациях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних.

Однако в ходе проверки установлено, что работа сотрудников «ЛПТТ» на данном направлении нуждается в активизации. Так, из 28 учащихся техникума, состоящих на внутритехникумовском учете, в том числе - в связи с употреблением алкоголя, менее половины вовлечены в проведение различных спортивных и культурных мероприятий.

При этом учащийся «ЛПТТ» Руденко Михаил, проживающий в общежитии техникума, 01.05.2015 года совершил правонарушение, предусмотренное ст. 20.21 КоАП РФ, употребляет спиртные напитки, что свидетельствует о явной недостаточности проводимой с ним профилактической работы.

Кроме того, в конце марта 2015 года общежитие техникума самовольно покинула несовершеннолетняя Клюкина К.В.

Отец Клюкиной К.В. лишен родительских прав, общение с дочерью поддерживает эпизодическое, мать - умерла, опека в отношении несовершеннолетней не установлена.

Клюкина К.В. состоит на внутритехникумовском учете группы риска с 2013 года в связи с прогулами занятий на 1 курсе, состоит на учете в КДН и ЗП Лискинского муниципального района с 2014 года, так как привлекалась к ответственности за распитие спиртных напитков, в отношении нее прекращено за примирением с потерпевшим уголовное дело, возбужденное в июне 2014 года в связи с совершением ею кражи.

В настоящее время Клюкина К.В. также допускает прогулы занятий по неуважительным причинам, однако с 2013 года профилактическая работа с несовершеннолетней сводится к эпизодическому проведению бесед, Клюкина К.В. не вовлечена в спортивные, культурные мероприятия, эффективные меры профилактики пьянства, правонарушений в отношении нее не применяются.

Сведения о том, что несовершеннолетняя употребляет спиртные напитки, работниками техникума органам внутренних и учреждениям здравоохранения не передавались, аналогичные нарушения допущены при выявлении и других подростков, употребляющих алкоголь, так несовершеннолетний Дубровский Петр был поставлен на учет в связи с употреблением алкоголя по сообщению ПДН ОМВД, а не «ЛПТТ».

Сверка списков несовершеннолетних, состоящих на учете в других органах системы профилактики, со слов сотрудников техникума, проводится ежеквартально, однако документально никак не фиксируется, что не позволяет отследить регулярность сверки, результаты профилактической работы, выделить среди учащихся несовершеннолетних, нуждающихся в                                                                                                                              усиленной

профилактической работе.

4

В марте 2015 года прокурором также опротестовано незаконное постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Лискинского района.

Так, постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав                            Лискинского                         муниципального      района                                           от 03.03.2015 года,

несовершеннолетний Золотарев Виктор Александрович 23.08.1997 г.р. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.8 КоАП РФ, однако производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с истечением двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, несовершеннолетнему объявлен строгий выговор.

Федеральным законом от 8 января 1998 года №3-Ф3 «О наркотических средствах и психотропных веществах» закреплены правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.

Административная ответственность за незаконное изготовление и хранение наркотических средств установлена Главой 6 КоАП РФ «Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность».

В частности, диспозицией части 1 статьи 6.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозку без цели сбыта растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.

Анализ указанных выше норм позволяет прийти к выводу, что объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.8 КоАП РФ, являются общественные отношения в области охраны здоровья населения.

В соответствии с положениями части 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 17.11.2014 года в г. Лиски, по адресу: пл. Революции, д. 3-а, Золотарев В.А. в автомобиле BA3-21093 незаконно хранил наркотическое средство - марихуану - массой 2,59 гр.

29.11.2014 года в связи с выявлением указанных обстоятельств в отношении Золотарева В.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.8 КоАП РФ.

Таким образом, на день вынесения КДН и ЗП постановления о прекращении производства по делу - 03.03.2015 года - срок давности привлечения к ответственности не истек, при рассмотрении дела допущено существенное

нарушение процессуальных норм, применена норма закона, не подлежавшая применению по данному делу, в связи с чем несовершеннолетний не был привлечен к административной ответственности, предусмотренной за совершенное им правонарушение.

Протест прокурора рассмотрен судом 16.04.2015 года и признан законным и обоснованным, постановления КДН и ЗП отменено, дело направлено на новое рассмотрение, по результатам которого несовершеннолетний привлечен к административной ответственности в виде штрафа, с ним ведется профилактическая работа.

Недостатки профилактической работы, в частности - в сфере взаимодействия с органами внутренних дел и здравоохранения, выявлены также при проведении проверки в деятельности организаций и учреждений культуры Лискинского района. В ходе проведения указанной проверки установлено, что органы местного самоуправления, на которые законодательством возложена обязанность по защите прав и интересов несовершеннолетних при осуществлении деятельности организаций культуры района, в том числе - в сфере профилактики преступлений, правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, не всегда выполняют эти функции надлежащим образом.

Так, отделом культуры администрации Лискинского района ежегодно составляется общий план организуемых мероприятий, ежемесячно составляются текущие планы мероприятий, в том числе организуемых для несовершеннолетних и с их участием.

Однако подавляющее большинство запланированных мероприятий, а также мероприятий, организованных отделом культуры в 2014 году, ориентировано на учащихся общеобразовательных школ, с участием несовершеннолетних старшей возрастной группы запланировано всего 2 мероприятия, что позволяет сделать вывод о их минимальной вовлеченности в деятельность организаций культуры района, данная тенденция сохраняется в настоящее время, что явно свидетельствует о недостаточности проводимой с указанной возрастной группой несовершеннолетних профилактической работы и необходимости активизации деятельности на данном направлении.

В ходе проведенной проверки также установлено, что отдел культуры администрации не располагает актуальной информацией о несовершеннолетних, ’совершивших противоправные деяния и поставленных на учет в органах внутренних дел, соответствующая информация не запрашивается и в работе по профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних не используется.

В связи с выявлением указанных, а также иных нарушений, прокурором в адрес руководителя отдела культуры администрации района внесено представление, в настоящее время рассмотренное, признанное законным и обоснованным. По итогам рассмотрения представления к ответственности привлечено 5 должностных лиц.

Таким образом, прокурором в целях повышения эффективности принимаемых органами системы профилактики мер, направленных на профилактику и выявление пьянства, наркомании среди несовершеннолетних в

2015 году принесено в общей сложности 4 представления об устранении нарушений закона, из которых 4 рассмотрены и удовлетворены, к дисциплинарной ответственности привлечено 12 виновных лиц.

Помощник межрайонного прокурора

юрист 2 класса                                                                                                                                                          Е.А.          Калугина

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie